Опубликовано Webmaster - пт, 13.05.2022 - 13:22

21 марта 2022 года Тверской районный суд города Москвы принял решение о запрете деятельности на территории Российской Федерации компании Meta Platforms Inc*. Всю неделю предприниматели гадали можно ли им оставлять ссылки на запрещенные соцсети на сайтах, можно ли оставить логотип Инстаграм** на визитках, но самое главное – что делать с уже выпущенной упаковкой продуктов, на которых есть логотипы запрещенных сосцетей.

П. 1 ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) среди прочего относит «использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии».

Казалось бы, ну все, раз признали Meta*, Instagram** и Facebook** запрещенными, значит и размещение лого Инстаграма на сайте – это уже экстремизм. Но давайте внимательно почитаем решение суда, а именно резолютивную часть: «Запретить деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc*. по реализации продуктов-социальных сетей Facebook** и Instagram** на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Facebook** и Instagram** – это не организации, а программные продукты запрещенной организации. Запретили деятельность организации Meta Platforms Inc*., получается, что к символике экстремистской организации, исходя из буквального толкования закона, можно отнести только логотип Meta*, а нее ее продуктов.

Хотя всякое может быть, и от буквального толкования органы госвласти могут перейти к расширенному. Возьмем то же заявление Роскомнадзора, адресованное СМИ, сразу после вынесения решения «Не допускается демонстрация российскими СМИ логотипа организации Meta Platforms Inc*. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook** и Instagram**»(опубликовано в ТАСС). Кроме того, по ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение информации об организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности допускается только со ссылкой на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. Здесь опять же говориться только о самой организации, а не ее программных продуктов. Но кабы чего не вышло, РКН настоятельно порекомендовал СМИ применить меры не только к названию и логотипу запрещенной организации, но и к ее запрещенным программным продуктам.

WhatsApp это, кстати не касается, потому что как указал суд: «Настоящее решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta* ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации».

Поэтому, на мой взгляд, пока что рано вычищать логотипы соцсетей, особенно если это связано с серьезными материальными издержками. Аналогичное мнение: Известия.

Но все-таки какая ответственность ждет, если что-то поменяется: выйдут официальные разъяснения или изменения в закон, приравнивающие логотипы данных сосцетей к символике экстремистской организации.

Ответственность наступает по ч. 1 ст. 20.3. КоАП РФ: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения».

Что касается размещения постов и сторис в Инстаграм** и Фейсбук**, то это для пользователей не запрещено, суд прямо высказался: «Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Мета* физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности». Если конечно вы не будете в Инстаграм** своей кофейни выкладывать логотип Мета* или символику иных запрещенных организацией.

Подытожим:

  1. Нет запрета на использование Инстаграма** и Фейсбука** предпринимателями, юрлицами, гражданами (за исключением платной рекламы, но ее все равно уже отключили)
  2. После включения в соответствующий реестр нельзя будет использовать символику Meta*, к символике ее программных продуктов (Instagram и Facebook**) пока это прямо не относится (но на всякий случай следим за судебной практикой, изменениями и официальными разъяснениями)

Автор: Юлия Вербицкая

Оригинал статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5adf2d4a8c8be3ec66de84e8/6242b433f071cf7…


* признана экстремистской организацией, её деятельность в России запрещена

** запрещены в России