Опубликовано Webmaster - пт, 13.05.2022 - 13:22

21 марта 2022 года Тверской районный суд города Москвы принял решение о запрете деятельности на территории Российской Федерации компании Meta Platforms Inc. Всю неделю предприниматели гадали можно ли им оставлять ссылки на запрещенные соцсети на сайтах, можно ли оставить логотип Инстаграм на визитках, но самое главное – что делать с уже выпущенной упаковкой продуктов, на которых есть логотипы запрещенных сосцетей.

П. 1 ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) среди прочего относит «использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии».

Казалось бы, ну все, раз признали Meta, Instagram и Facebook запрещенными, значит и размещение лого Инстаграма на сайте – это уже экстремизм. Но давайте внимательно почитаем решение суда, а именно резолютивную часть: «Запретить деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Facebook и Instagram – это не организации, а программные продукты запрещенной организации. Запретили деятельность организации Meta Platforms Inc., получается, что к символике экстремистской организации, исходя из буквального толкования закона, можно отнести только логотип Meta, а нее ее продуктов.

Хотя всякое может быть, и от буквального толкования органы госвласти могут перейти к расширенному. Возьмем то же заявление Роскомнадзора, адресованное СМИ, сразу после вынесения решения «Не допускается демонстрация российскими СМИ логотипа организации Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram»(опубликовано в ТАСС). Кроме того, по ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение информации об организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности допускается только со ссылкой на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. Здесь опять же говориться только о самой организации, а не ее программных продуктов. Но кабы чего не вышло, РКН настоятельно порекомендовал СМИ применить меры не только к названию и логотипу запрещенной организации, но и к ее запрещенным программным продуктам.

WhatsApp это, кстати не касается, потому что как указал суд: «Настоящее решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации».

Поэтому, на мой взгляд, пока что рано вычищать логотипы соцсетей, особенно если это связано с серьезными материальными издержками. Аналогичное мнение: Известия.

Но все-таки какая ответственность ждет, если что-то поменяется: выйдут официальные разъяснения или изменения в закон, приравнивающие логотипы данных сосцетей к символике экстремистской организации.

Ответственность наступает по ч. 1 ст. 20.3. КоАП РФ: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения».

Что касается размещения постов и сторис в Инстаграм и Фейсбук, то это для пользователей не запрещено, суд прямо высказался: «Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Мета физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности». Если конечно вы не будете в Инстаграм своей кофейни выкладывать логотип Мета или символику иных запрещенных организацией.

Подытожим:

  1. Нет запрета на использование Инстаграма и Фейсбука предпринимателями, юрлицами, гражданами (за исключением платной рекламы, но ее все равно уже отключили)
  2. После включения в соответствующий реестр нельзя будет использовать символику Meta, к символике ее программных продуктов (Instagram и Facebook) пока это прямо не относится (но на всякий случай следим за судебной практикой, изменениями и официальными разъяснениями)

Автор: Юлия Вербицкая

Оригинал статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5adf2d4a8c8be3ec66de84e8/6242b433f071cf7889432b82